Александр Смирнов предлагает Вам запомнить сайт «Зеркало дня»
Вы хотите запомнить сайт «Зеркало дня»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Свежие новости. События. Факты.

Обсуждаемое
По следам выступлений украинских блогеров

По следам выступлений украинских блогеров

Я очень редко комментирую то, что говорят, а иногда и несут в своих видеоблогах знаменитые украинские властители умов. Но сегодня меня немного разозлили два на

Андрей Смирнов 11 дек, 12:24
+15 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
КИЕВ СОБРАЛСЯ ПРОЩАТЬСЯ С ДОНБАССОМ

КИЕВ СОБРАЛСЯ ПРОЩАТЬСЯ С ДОНБАССОМ

На фоне последних событий, развернувшихся в «незалежной», информация о наступлении ВСУ на Донбассе была недостающей и безусловно важной частью картины. И сейчас мы

Андрей Смирнов 11 дек, 04:24
+5 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ФИАСКО ПОРОШЕНКО ОБОЗНАЧИЛ ЭРДОГАН

ФИАСКО ПОРОШЕНКО ОБОЗНАЧИЛ ЭРДОГАН

Черноморским государствам предстоит делать сложный выбор Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара «не намерена принимать участия в вопросе ра

Андрей Смирнов 9 дек, 19:48
+17 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«ОСТАВЬТЕ НАШ НАРОД В ПОКОЕ»: В МИД ФРАНЦИИ ПРИЗВАЛИ ТРАМПА НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ В ПОЛИТИКУ ПАРИЖА

«ОСТАВЬТЕ НАШ НАРОД В ПОКОЕ»: В МИД ФРАНЦИИ ПРИЗВАЛИ ТРАМПА НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ В ПОЛИТИКУ ПАРИЖА

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан обратился с призвом к Дональду Трампу не вмешиваться во внутреннюю политику страны. «Мы не трогаем внутре

Андрей Смирнов 9 дек, 18:08
+8 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
Мне вот интересно, до каких пор наши власти будут утираться?

Мне вот интересно, до каких пор наши власти будут утираться?

Рушат памятники советским воинам-освободителям в Европе. Наших спортсменов гнобят не по детски, и, скорее всего, не допустят к Олимпийским Играм. Фашингтон о

Андрей Смирнов 2 дек 17, 09:14
+765 526
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ЖЕСТКОЕ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЛИЕ АХЕДЖАКОВОЙ

ЖЕСТКОЕ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЛИЕ АХЕДЖАКОВОЙ

Лия Меджидовна, после того, как я посмотрела в Сети ваше обращение (о ситуации в стране), былое уважение к вам напрочь исчезло. С чего вы вообще взяли, что смыслит

Андрей Смирнов 15 апр, 22:13
+598 286
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ТАК ЧТО ЖЕ ТЫ ТЕПЕРЬ ХОЧЕШЬ ОТ РОССИИ УКРАИНА?

ТАК ЧТО ЖЕ ТЫ ТЕПЕРЬ ХОЧЕШЬ ОТ РОССИИ УКРАИНА?

Статья старая, публикую её с небольшими изменениями специально для тех "пророссийских Украинцев", кои до сих пор считают что Россия им чем то обязана, что Россия и

Андрей Смирнов 20 май, 20:46
+471 145
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Кто такие староверы?

развернуть
Кто такие староверы?

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка
Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом...И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Староверы или старообрядцы?

Долгое время в правительственных и церковных документах православных христиан, сохраняющих древние Богослужебные чины, старопечатные книги и обычаи, называли «раскольниками». В вину им ставилась верность церковному преданию, которая якобы повлекла церковный раскол. Долгие годы раскольников подвергали репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах.

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справкаОднако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.

По предложению князя Потемкина Екатерина подписала ряд документов, предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны. В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники», а как «старообрядцы», что если и не было знаком благорасположения, то, несомненно, указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам. Древлеправославные христиане, староверы, однако, не вдруг согласились на употребление этого названия. В апологетической литературе, постановлениях некоторых Соборов указывалось, что термин «старообрядцы» не вполне приемлем.

Писалось, что наименование «старообрядцы» подразумевает, что причины церковного разделения XVII века заключаются в одних церковных обрядах, а сама вера осталась совершенно неповрежденной. Так Иргизский староверческий собор 1805 года назвал «старообрядцами» единоверцев, т. е. христиан, употребляющих старые обряды и старопечатные книги, но подчиняющихся Синодальной Церкви. Постановление Иргизского собора гласило:

Иные отступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, но со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии.

В исторических же и апологетических сочинениях древлеправославных христиан XVIII — первой половины XIX века продолжали использоваться термины «староверы» и «староверцы». Они используются, например, в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, апологетическом сочинении «Диаконовы ответы» и других. Этот термин употреблялся и многочисленными новообрядческими авторами, такими как Н. И. Костомаров, С. Князьков. П. Знаменский, например, в «Руководстве к русской истории» издания 1870 года говорит:

Пётр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец.

Во что верят староверы?

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справкаСтароверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

Староверы-поповцы

Староверы-поповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Староверы-безпоповцы

Староверы-безпоповцы считают, что после церковного раскола, учиненного царем Алексеем Михайловичем, благочестивая церковная иерархия (епископы, священники, диаконы) исчезла. А потому часть церковных таинств в той форме, в которой они существовали до раскола Церкви, упразднилась. Сегодня все староверы-безпоповцы определенно признают только два таинства: Крещение и Исповедь (покаяние). Некоторые безпоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь) признают еще и таинство Брака. Староверы часовенного согласия также допускают Евхаристию (Причащение) с помощью св. даров, освященных в старину и сохранившихся до наших дней. Также часовенные признают Большое освящение воды, которую в день Богоявления получают путем вливания в новую воду воды, освященной в старину, когда, по их мнению, еще оставались благочестивые священники.

Староверы или старообрядцы?

Периодически среди староверов всех согласий возникает дискуссия: «А можно ли им именоваться староверами?» Некоторые доказывают, что необходимо наименоваться исключительно христианами потому, что никакой старой веры и старых обрядов не существует, равно как и новой веры и новых обрядов. По мнению таковых, есть только одна истинная, одна правая вера и одни истинные православные обряды, а все остальное — это еретическое, неправославное, кривославное исповедание и мудрование.

Другие, как уже говорилось выше, считают непременно обязательным именоваться староверами, исповедующими старую веру, поскольку считают, что разница между древлеправославными христианами и последователями патриарха Никона не только в обрядах, но и в самой вере.

Третьи считают, что слово староверы нужно заменить на термин «старообрядцы». По их мнению, никакой разницы в вере между староверами и последователями патриарха Никона (никонианами) нет. Разница лишь есть в обрядах, которые у старообрядцев правильные, а у никониан — поврежденные или вовсе неправильные.

Есть и четвертое мнение относительно понятия староверов и старой веры. Его разделяют главным образом чада синодальной церкви. По их мнению, между староверами (старообрядцами) и нововерами (новообрядцами) нет не только разницы в вере, но и в обрядах. И старые, и новые обряды они называют одинаково равночестными и равноспасительными. Употребление тех или иных является лишь делом вкуса и историко-культурной традиции. Об этом гласит постановление Поместного собора Московской Патриархии от 1971 года.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Во что верят староверы и откуда они взялись? Историческая справка
Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

Источник: ruvera.ru

http://russkievesti.ru/novosti/istoriya/kto-takie-staroveryi...


Ключевые слова: Книги
Опубликовал Андрей Смирнов , 01.10.2017 в 12:49
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Leonid PlиGin
Leonid PlиGin 2 октября 17, в 10:50 Староверы - это хранители истинного христианства, не искажённого политическими требованиями. Текст скрыт развернуть
-1
Ефим Белов
Ефим Белов Leonid PlиGin 2 октября 17, в 12:35 Не согласен. Они появились в результате именно политического решения в период раскола. До раскола такого понятия не было. Текст скрыт развернуть
0
Leonid PlиGin
Leonid PlиGin Ефим Белов 4 октября 17, в 06:02 Мне нравится ход вашей мысли. Выходит, что до возникновения на Руси христианства, никаких язычников не было.
А по староверам, вот ещё информация.
История православного раскола.
(использованная литература:
«Возвещение» протоиерея Аввакума,
«Повесть об отцех и страдальцех
Соловецких» С.Денисова,
«Русская история в жизнеописаниях
её главных деятелей» Н.Костомарова)
Соловецкий монастырь издавна являлся духовным и экономическим центром русского Севера. Многие исследователи утверждают, что жители Севера были грамотнее и начитаннее, чем в средней полосе России. Они хорошо знали богослужебные книги и достаточно часто ими пользовались. Ещё бы, даже грамоту здесь изучали именно по этим книгам.
Серьёзный повод для Соловецкого бунта возник в октябре 1657 года, когда Московская епархия, прислала в монастырь новые книги, изданные в Москве в i655, i656 и i657 гг. в количестве 15 экземпляров, со строгим предписанием от патриарха Никона использовать их для церковной службы вместо старой богослужебной литературы. Вместе с новыми книгами пришёл и указ об изъятии из монастыря старых богослужебных книг.
В течение 8 месяцев монахи Соловецкого монастыря изучали присланные книги, и в них рос протест против нововведений. С каждым днём у монастырских иноков крепло неприятие обновлённой богослужебной литературы. Наконец, 8 июня 1658 года их возмущение вырвалось наружу.
Собор иноков Соловецкого монастыря, во главе с архимандритом Ильёй, ознакомившись с присланной литературой не единодушно (6 монахов были против решения собора и поддержали указ патриарха Никона), но преобладающим большинством голосов решил, что присланные книги являются бесовскими, поскольку в них пророки и святые, нарушая божественные заповеди, позволяют себе лгать, убивать и стяжательствать. Монахи решили убрать присланные книги в подвал Соловецкого монастыря, а церковное богослужение совершать по старым книгам. Более того, иноки монастыря развернули по всему русскому Северу агитацию против новых обрядовых исправлений в богослужении.
Поначалу Москва никак не отреагировала на непослушание монахов Соловецкого монастыря. Некогда было. Ещё бы, ведь необходимо издать множество экземпляров новых «бесовских» книг и разослать их по всем русским монастырям и епархиям. В Соловецком монастыре церковная служба отправлялась по старым книгам.
Через девять лет, в 1666 году преемник Ильи архимандрит Варфоломей зачитал на Московском соборе челобитную от монахов Соловецкого монастыря, которую сам, из осторожности не подписал. Это был явный вызов не только Московской епархии, но и царю. После этого замалчивать непослушание Соловецкого монастыря стало невозможным. Были приняты первые меры к ликвидации неповиновения.
Первая мера воздействия на непослушный монастырь происходила от духовной власти.
Осенью 1666 года на Соловки были присланы следователь архимандрит Ярославского Спасского монастыря Сергий и новгородский митрополит Питирим с приказом отлучить от церкви непокорных и пригрозить остальным жёсткими царскими наказаниями. В Соловецком монастыре состоялся богословский диспут, где против Сергия и Питирима выступили архимандрит Никанор и монастырский казначей Геронтий. Они доказали следователям правоту старых обрядов и текстов, обличили неправоту «новых» книг, а на угрозу царского наказания ответили очередной челобитной, в которой обещали оставить монастырь и уйти в пустыню, но не покориться бесовским новшествам.
К сожалению, логика богословских доводов никак не повлияла на представителей высочайшей комиссии. Это понятно. Они прибыли в монастырь не в поисках истины, а для выполнения высочайшего указа. Попытку сыскной комиссии изъять старые книги из монастырской библиотеки соловецкие монахи пресекли и также отказались предоставить полный список насельников монастыря. Следователи Питирим и Сергий покинули остров Соловки несолоно хлебавши.
В сентябре 1667 года казначей Геронтий составил челобитную, в которой изложил все причины протеста против нововведений патриарха Никона, где утверждалось, что христиане всё более и более отступают от истинной веры, идут по греческому антихристову пути, чего делать ни в коем случае нельзя, но именно это делают русские царь и епископат. Далее в челобитной подробно перечислены все бесовские ухищрения новых богослужебных книг и пространное объяснение, почему нельзя следовать за греческой церковью. Заканчивалась челобитная решением монахов, согласно которому лучше умереть, чем присоединиться к идущим по антихристову пути.
Собор Соловецкого монастыря единодушно одобрил эту челобитную. Вскоре она стала манифестом людей, сохранивших верность исконно древним христианским обрядам. А те, пятнадцать новоприсланных книг с обновлёниями богослужения монахи покрыли хулой и утопили в море.
Тогда бороться с неподдающимися на религиозные инновации монахами взялась светская власть. Русский царь Алексей Михайлович отправил на Соловки стрелецкое войско для силового внедрения Никоновских нововведений.
В 1668 году началась осада и изоляция Соловецкого монастыря царскими войсками, которая длилась семь лет. Это не только дольше обороны Брестской крепости, но и по длительности равно всей второй мировой войне. Почему царские войска не могли взять монастырь сразу? Ответ простой. Изначально Соловецкий монастырь строился как крепость для отражения иноземных нападений на Русь. Монастырь мог обороняться в автономном режиме. В нем было собрано достаточно продовольствия, кроме того поморы, оборонявшие крепость, да и сами монахи имели возможность во время осады покидать монастырь и по подземному ходу выбираться за кольцо окружения для пополнения продовольственных запасов. В монастыре на вооружении стояло 90 пушек, было запасено 900 пудов пороха и достаточное количество ядер.
Это была настоящая гражданская война, в которой русские царские войска осаждали русский православный монастырь-крепость, обороняемый монахами, казаками и поморами. И цель этой войны – уничтожение древней православной веры, которой ещё недавно следовала вся христианская Русь. При этом, обратите внимание, если монахи Соловецкого монастыря обвиняли новые книги в бесовщине, а патриарха Никона в следовании по пути антихриста, то в их адрес, в адрес приверженцев старой веры, подобных обвинений не было ни с чьей стороны.
Только представьте себе картинку, когда тысячи богомольцев, ежегодно посещающие монастырь, становились свидетелями невероятного зрелища: царские войска обстреливают святыню русского Севера – удел преподобных Зосимы и Савватия , стреляют по иконописным ликам Христа на фасадах церквей, пытаются заморить монахов голодом. Монахи не брали в руки оружия. Оборонять монастырь и без них было кому. Тысячи мирян, поморов и разинских казаков, прорвавшихся в монастырь сквозь кольцо осады, вполне профессионально держали оборону, так что царские войска несли ощутимые потери.
Но перевес, всё-таки, был на стороне постоянно пополняющегося стрелецкого вой ска.
К 1672 году царская артиллерия стёрла с лица земли все монастырские постройки и уничтожила весь скот на территории оборонявшихся. Непосредственный участник этих событий иеродьякон Игнатий писал, что «рать, осаждавшая обитель состояла из немцев и поляков, истинных латынцев». По всему русскому Северу разнеслась весть о твёрдости оборонявшихся в монастыре приверженцах старой истинной веры, а также о жестокости и безумии новых еретических властей.
Но, даже после этих жестоких обстрелов Соловецкий монастырь нашёл в себе силы ещё четыре года обороняться.
К несчастью, в Соловецком монастыре нашёлся предатель. Старец Феоктист указал царскому воеводе Ивану Мещеринову тайный подземный ход. Ночью, 22 января 1676 года царские войска проникли в Соловецкий монастырь…
Что там разорение древней Трои, совершённое греческими язычниками! Так себе, детский лепет на лужайке. Войско обновлённого православия поступило с консервативными мятежниками-ортодоксами вполне по-христиански. Более 500 человек мирян и монахов, в их числе архимандрит Никанор были зверски замучены – порублены и расчленены на части. 60 иноков повесили, но не за шею, как вешают преступников, убийц, бандитов, грабителей и разбойников. Часть монастырских иноков, не изменивших своей православной вере, повесили за ноги вниз головами, чтобы они, умирая, подольше мучались. Другую часть православных монахов вешали на крюк, зацепленный под рёбра – даже на долю Иисуса Христа не выпало таких мучений за Его веру. Ещё часть монахов заморозили во льду.
Только 14 инокам удалось бежать. Они, окружённые ореолом страстотерпия, разнесли ужасную весть о казнях в Соловецком монастыре по северным деревням, сёлам, скитам и острогам. Думаю, будет не лишним сообщить, что приказ о зверских казнях соловецких монахов отдал яркий представитель новообращённого христианства – патриарх московский и всея Руси Иоаким (1674-1690).
Замученных и казнённых монахов долгое время не хоронили. Причина этому – решение московских властей приравнять сторонников изначальной русской веры, которых стали называть «старообрядцами», к еретикам и самоубийцам. Это решение очень многое объясняет, поскольку вполне соответствует лживому содержанию новых богослужебных книг. Никто не казнил монахов Соловецкого монастыря. Они – самоубийцы. Просто – самоубийцы. Они сами себя расчленили и порубили на части. Они сами себя повесили, кто за ноги, а кто на железный крюк, воткнутый под рёбра. Они сами себя замораживали во льдинах. Да и по всей России старообрядцы сами сжигали себя в запертых снаружи деревянных храмах. Они же самоубицы! Знаменитую боярыню Морозову, которая не была католичкой, протестанткой, гугеноткой, мормонкой, адвентисткой, баптисткой, кальвинисткой, квакершей, лютеранкой, меннонисткой, методисткой, молоканкой, пятидесятницей, просвитерианкой, монофизиткой, несторианкой, харизматкой, морониткой, халдейкой, свидетельницей Иеговы, сиромалабаркой или ещё какой-нибудь маргиналкой, а была православной христианкой, новообрядные христиане похоронили вполне по-христиански, по-новообрядному – без отпевания, без гроба, завёрнутой в какую-то рогожку, зарыли внутри стен Боровского острога.
Трупы и расчленённые тела монахов Соловецкого монастыря полгода лежали незахороненными. Собаки, дикие звери и птицы грызли, жрали и клевали человечину, недавно принадлежавшую священникам православной веры. Только через полгода, в тёплом июле-месяце, то что осталось после птиц и зверей Москва позволила зарыть без всякого богослужения вдоль обочины дороги.
Но государственные войска, захватившие Соловецкий монастырь, не ограничились поголовным уничтожением его защитников. Монастырь был попросту разграблен царскими стрельцами и их воеводой Иваном Мещериновым. Только в ладье Мещеринова из Соловков было вывезено 2312 золотых рублей и множество ценностей, мародёрством добытых из монастырской казны. Пусть сумма в две тысячи с лишком рублей не смущает читателя. В то время российский рубль был очень твёрдой валютой. За один рубль тогда можно было срубить вполне справный дом.
Но самую большую ценность Соловецкого монастыря представляли всё-таки не рубли, а книги. В монастыре была собрана уникальная по тем временам библиотека. Всего 205 книг вывез из монастыря Иван Мещеринов. Конечно же, книги вывозил не только он.
За семь лет осады в монастыре не прекращалась литературная деятельность монахов. Их рукописи и древние православные книги, которые сейчас могли бы быть дороже золота, были попросту сожжены. Сейчас даже невозможно себе представить всю ценность библиотеки и книгохранилищ Соловецкого монастыря. По описи 1676 года в монастырской библиотеке после разграбления и сожжения неугодной литературы осталось всего 948 рукописей и 530 печатных книг.
А теперь немного религиозной мистики, которая может кое-кого заставить задуматься. 22 янвря 1676 года пал Соловецкий монастырь, а на следующий день 23 января российский царь Алексей Михайлович заболел и через неделю умер, как сказано в рукописях, от «нехорошей болезни».
Много лет минуло с той поры. Кто-то скажет: зачем шевелить прошлое? Кто старое помянет – тому глаз вон! Конечно, можно было бы и не вспоминать о причинах раскола в русской православной церкви. Но беда в том, что те «бесовские книги», из-за которых сложили головы многие православные священники, праведники и просто честные люди, никуда не делись и не исчезли. Именно по ним, по «бесовским книгам» совершает религиозные обряды современная православная церковь.
Что это за книги? Что это за «исправленная богослужебная литература»? Я задавал этот вопрос современным попам и служителям церкви, окончившим духовные учебные заведения. Они просто пожимали плечами и советовали заняться чем-нибудь другим. «Бесовская литература» как-то незаметно растворилась в религиозных богослужебны книгах. И только один священник, чтобы отвязаться от меня, намекнул: «Слушай, не читал бы ты Ветхий Завет от греха подальше!»
И тут меня озарило. Действительно! Ветхий Завет! Как я мог раньше не догадаться? Он кажется основой Библии только потому, что всегда стоит перед Новым Заветом? Ведь именно в Ветхом Завете пророки лгут и убивают, а их пророчества больше напоминают угрозы и ругательства. Именно в Ветхом Завете повествуется о народе, назвавшем себя Богоборцами, но при этом поставившим своего одного бога против многих языческих Богов.
И этот Ветхий Завет появился в русском православии в 1657 году.
Теперь представьте себе реакцию монахов Соловецкого монастыря, вся богослужебная литература которых в одночасье начала называться Новым Заветом. Более того, из всех существующих христианских Евангелий никоновские нововведения оставили только четыре, да и те оказались с большими изменениями. К примеру, в двух Евангелиях появилась родословная Иисуса Христа, восходящая к иудейскому царю Давиду. Сама родословная при этом является грубым противоречием иудейской традиции, в которой наследование идёт к сыну не от отца, а от матери. И если учесть, что Отцом Иисуса Христа всё-таки является Бог, а не плотник Иосиф – то Иисус Христос никак не может быть потомком царя Давида.
Вот основная и главная причина раскола. А не ритуалы, в какую сторону совершать крёстный ход и каким количеством пальцев креститься.
Текст скрыт развернуть
0
Ефим Белов
Ефим Белов Leonid PlиGin 4 октября 17, в 10:52 "Выходит, что до возникновения на Руси христианства, никаких язычников не было." - странный вывод Вы делаете! Я пытался постичь Вашу логику и мне этого не удалось. Может быть разъясните?
Что же касается остального повествования, то здесь я понимаю Вас, поэтому и не соглашаюсь. Во всяком случае в том, что все описанное Вами имеет право на существование в качестве гипотезы. Но уж никак не в качестве истины в последней инстанции. Все, что вы описали никакого отношения к религии, как к уставу проведения того или иного ритуала, не имеет. Все это - не более, чем "казус белли" - то есть НЕ ПРИЧИНА, а ПОВОД. Весь смысл этого противостояния Вы и показали:
"Только в ладье Мещеринова из Соловков было вывезено 2312 золотых рублей и множество ценностей, мародёрством добытых из монастырской казны."
А это чисто политическая борьба за власть. Ну а "власть - это право распределять". Если Соловецкий монастырь не соглашался отдавать "в центр" значительную часть своего, надо понимать, не малого, дохода, то совершенно не важно какому ритуалу - старому или новому они отдавали предпочтение. Если новому, то был бы другой "казус белли". Повод всегда можно найти или создать.
Остальные мои несогласия с Вами заключаются в частностях и неправомочных использованиях терминологии. Их мне не хотелось бы приводить здесь, иначе мой текст превратился бы в исследование Вашего текста. А это не входит в мои планы.
Однако мне хотелось бы отметить некоторые принципиальные моменты. Заковыченное - авторство не мое, а заимствованное.
1. "История - это всегда отражение современности на прошлое".
2. "Религия (любая) - ни что иное, как правило проведения ритуала".
Отсюда выводы:
2.1 Не бывает "правильной" (истинной) религии и "не правильной" (еретической). Любое противопоставление одного ритуала другому ВСЕГДА (!) приводило к кровопролитию.
2.2 Организация того или другого ритуала всегда преследует одну и ту же цель - структурирование власти. Ну а борьба за власть - это всегда чисто политический вопрос (см. выше: "власть - это право распределять";) и никакого отношения к "истинности веры" не имеет.
2.3 Любая религиозная, а, точнее, канонизированная литература - ни что иное, как идеологическое обоснование "правильности" той или иной религии (структуры религиозной власти).
Если Вы подойдете в своих рассуждениях с этих принципиальных позиций, то сами спокойно определите Ваши ошибочные утверждения.
Успехов!
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4
Комментарии Facebook

Универсальный блок

Уважаемые посетители! Будьте аккуратны в своих комментариях. Согласно статье 5.61 часть 2 КоАП РФ, "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей

Запомнить
Новые темы
По следам выступлений украинских блогеров

По следам выступлений украинских блогеров

Я очень редко комментирую то, что говорят, а иногда и несут в своих видеоблогах знаменитые украинские властители умов. Но сегодня меня немного разозлили два на

Андрей Смирнов 11 дек, 12:24
+15 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
КИЕВ СОБРАЛСЯ ПРОЩАТЬСЯ С ДОНБАССОМ

КИЕВ СОБРАЛСЯ ПРОЩАТЬСЯ С ДОНБАССОМ

На фоне последних событий, развернувшихся в «незалежной», информация о наступлении ВСУ на Донбассе была недостающей и безусловно важной частью картины. И сейчас мы

Андрей Смирнов 11 дек, 04:24
+5 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Звезда киевского Майдана ввязалась в побоища в Париже

Звезда киевского Майдана ввязалась в побоища в Париже

Западные СМИ очень любят редкие и куцые акции протеста российских оппозиционеров. Обеспечены фото радостных студентов, делающих селфи в автозаке, или полицейск

Андрей Смирнов 10 дек, 05:58
+8 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ФИАСКО ПОРОШЕНКО ОБОЗНАЧИЛ ЭРДОГАН

ФИАСКО ПОРОШЕНКО ОБОЗНАЧИЛ ЭРДОГАН

Черноморским государствам предстоит делать сложный выбор Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара «не намерена принимать участия в вопросе ра

Андрей Смирнов 9 дек, 19:48
+17 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«ОСТАВЬТЕ НАШ НАРОД В ПОКОЕ»: В МИД ФРАНЦИИ ПРИЗВАЛИ ТРАМПА НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ В ПОЛИТИКУ ПАРИЖА

«ОСТАВЬТЕ НАШ НАРОД В ПОКОЕ»: В МИД ФРАНЦИИ ПРИЗВАЛИ ТРАМПА НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ В ПОЛИТИКУ ПАРИЖА

Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан обратился с призвом к Дональду Трампу не вмешиваться во внутреннюю политику страны. «Мы не трогаем внутре

Андрей Смирнов 9 дек, 18:08
+8 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Последние комментарии

Ural Karahanow
Елена Timm
Алексей Заброда
Александр Павл
Юрий Хопак
Петр Кадубинский